Джива Госвами рассказывает Дамодара-лилу
Мама Яшода, увидев, что сын ее перевернул ступу и, усевшись на нее, раздает масло обезьянам, покачала головой и чуть улыбнулась.
Решив схватить своего сына, который вел себя, точно вор, она стала к нему подкрадываться. Но он еще издали заметил ее и бросился бежать. Общеизвестный факт: у вора – сотни глаз, тогда как у сторожа лишь два. Одна обезьяна, уже вдоволь наевшись раздаваемым маслом, быстро вспрыгнула на ветку дерева, тоже заметив крадущуюся Яшоду с палкой, спрятанной под тканью.
Тут мама Яшода пустилась вдогонку за сыном, и цветы, вплетенные в ее волосы, рассыпались повсюду.
– И куда же ты собрался убежать, а, царь воришек?
Лицо Кришны освещала прекрасная улыбка. Когда мама почти что догнала его, он вскрикнул – но ухватить его она все никак не могла. Так огромным скоплениям облаков, сгоняемым восточным ветром на запад, не удается подхватить маленькую тучку на востоке.
Кришна завидел один проход (мама Яшода о нем не знает!) и помчался туда. Однако Яшода побежала за ним в то потаенное место. Кришна мчался, не оглядываясь. Яшода все не могла догнать его, и лишь когда от он в испуге оглянулся, она его подхватила.
Тут слезы заволокли глаза Кришны и помогли найти выход из ситуации: ведь ему надо было смягчить гнев мамы Яшоды и избежать наказания за плохое поведение. Кришна поэтому еще и задрожал. Мама Яшода пыталась силой повернуть к себе его лицо. Кришна отворачивался, чтобы мама не увидала, что он весь в масле, а она стала пугать его:
– Чтобы ты больше не крал в своем собственном доме… взгляни-ка на это! – и погрозила ему палкой.
Однако, казалось, ее лотосоокий сын был и так перепуган, и царица Враджа отложила палку. Вот какой у них произошел разговор:
– Мама! Не бей меня, пожалуйста, этой палкой!
– Ты же воришка! А, воришка! Мало того, царь среди всех воришек!
– Воры рождаются в семье твоего отца, а не моего!
Услышав, что сын отвечает так остроумно, мама Яшода улыбнулась… и продолжила:
– Горшок с йогуртом разбит!
– Это кара Верховного Господа!
– А кто дал масло той обезьяне?
– Тот, кто эту обезьяну создал!
Отчитывая его и так и эдак, мама Яшода задумчиво произнесла:
– Вот уж не понимаю, что это ты всегда забираешься и съедаешь масло, когда оно нужно для жертвоприношений, – но тут чувства захлестнули ее. Она улыбнулась и с недовольством проговорила:
– Не отпирайся, скажи мне правду!
Кришна расплакался в ответ:
– Мама! Ты бросилась снимать молоко с огня, чтобы оно не убежало, задела ногой горшок и разбила. При чем тут я? А обезьяну вдохновил Сам Верховный Господь, и она украла наше масло. Я хотел отобрать у нее масло, и тут ты меня увидела. Скажи, пожалуйста, при чем тут я. Я увидал, что ты идешь ко мне с этой палкой, и мне осталось только побежать. Но ты все равно безжалостно погналась за мной!
Тогда мама Яшода, немного сожалея о содеянном, сказала своему сыну:
– Ах ты лучший из логиков… ах лучший из воришек! Хотя ты сын Враджараджи Нанда Махараджи, очень уж ты привязан к обезьянам! Ты прямо как они. Может быть, отправишься в лес?
Кришна отвечал:
– Если ты думаешь, что я как обезьяна, ладно! Сегодня же уйду в лес, буду жить с ними.
Услышав такое, мама Яшода подумала: «А ведь уйдет. Пока не убежал в лес, привяжу-ка я его».
Поэтому мама Яшода привязала сына к ступе.
[ «Гопала-чампу» Шрилы Дживы Госвами, восьмая Пурана.
Перевод с санскрита: Hari Parshad das, санскрит на http://www.granthamandira.com ]
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!